ПЕКИНЕС - царь зверей в миниатюре.
Pekingese by Frank Prosser 1915
Изящная, как дорогое украшение, пекинская дворцовая собачка считается одной из древнейших пород. Свидетельства о ее существовании в виде фантастических легенд, сказок, китайских гравюр и статуэток доходили до стран Европы задолго до того, как европейцам воочию посчастливилось познакомиться с этим «собачьим шедевром».
Издавна известно умение китайских селекционеров выводить необыкновенные породы животных, рыб и сорта растений. Веками создавали они эту удивительную породу — пекинес.
Разведение этих собак было священной тайной Древнего Китая и считалось великим искусством. Контролировали сохранность секретов китайские министры — мандарины, а часто — и члены императорских семей.
До 1860 года львиные собачки не покидали территории дворца императоров Китая. Царственных собачек выносили в тронный зал перед выходом императора на специальных подушечках.
Пекинесы сопровождали императоров и их жен на богослужение, находясь в рукавах одежды.
У каждой такой собаки во дворце был свой лакированный столик, на котором «маленький лев» восседал, когда за его роскошной шерстью ухаживал личный слуга. Если с собакой что-нибудь случалось — слугу ждало суровое наказание.
Императорская собачка считалась самой высокой наградой китайскому вельможе и свидетельствовала об особом расположении к нему императора. Когда подаренный вельможе пекинес умирал, то труп его надлежало возвратить в императорский дворец, а по собачке носить траур. Кража пекинеса каралась смертью.
Китайская императрица Тсу-Хи, культивировавшая породу, была автором первого своеобразного поэтического «стандарта» пекинеса, который современники называли «Жемчуг, упавший с губ Ее Императорского Величества».
Красочно и вместе с тем точно изображена пекинская дворцовая собачка:
Pekingese by Dorothy S Hallett (fl 1913-1934)
«… шею ее украшает вздымающийся воротник,
Указывающий на благородство ее…
… обладает она великолепным пышным хвостом,
Который как флаг закинут на спину.
Пусть глаза ее будут черными и блестящими;
Пусть уши ее будут, как паруса боевой джонки.
Пусть ноги ее будут изогнуты
Так, чтобы она не бродила вдали
Или не покидала границ Императорских Резиденций.
Пусть тело ее имеет очертания
Охотящегося льва, выслеживающего свою жертву;
Пусть лапы ее будут украшены
Кисточками великолепной шерсти
Так, чтобы поступь ее была беззвучной…
Пусть будет она утонченной в своих пристрастиях,
Чтобы знали ее как императорскую собаку!
Пусть сохраняет она таким образом
Ощущение своей избранности и достоинство…
Пусть будет она благоразумной,
Чтобы не вовлекать себя в опасность;
Пусть будет дружелюбной,
Чтобы жить в мире с другими тварями,
Рыбами и птицами, нашедшими приют
В Императорском дворце…»
«… в случае болезни лечить ее должно
Очищенным жиром из ноги священного леопарда,
А питье ей дайте в скорлупе яйца певчего дрозда,
Которое наполните соком сладких яблок,
Растворив в нем три щепотки
Истолченного рога носорога!!!».
В отличие от большинства пород, пекинесы изначально были исключительно декоративными собаками, любимцами императорского дома, и не предназначались для работы.
Однако назвать их собаками-игрушками нельзя, а относиться к ним, как к прелестному украшению дома, в корне неправильно. Пекинес прежде всего поражает королевской важностью и чувством собственного достоинства. Это чрезвычайно умная и интеллигентная собака, но ведет себя подобно принцам крови, даже если и вынуждена проживать в обстановке демократичной и далекой от аристократизма.
Пекинес ценит размеренную и упорядоченную жизнь; комфорт ему необходим, как воздух. Он не переносит суеты, шума, не признает силовых методов дрессировки. В доме, где живет пекинес, должен быть порядок — по крайней мере, в его вещах и на его территории.
Это фото было подписано: "Образ Современного Китая" - Мадам Wellington Koo, жена Китайского Посла в Париже, присматривает за обедом ее красивых Пекинесов, в своем дворце в Пекине.
Это черно-белое фото было опубликовано во Французском magazine"Le Miroir du Monde" в 1933. На нем сняты Мадам Wellington Koo и ее Китайский слуга, в ее доме в Пекине; кормление по крайней мере 12 ее Пекинесов, один из которых -небольшой щенок. Она держит бело-красную собачку.
Это - однозначно историческое фото, дает представление о живших собаках нашей породы в Китае в этот период времени.
Фото было опубликованно в Книге Пекинеса Millemmium.
Наверное, ни одна другая порода не окружена такими тайнами и легендами, как порода пекинес. Мифы о происхождении этих львиных собачек похожи на сказки.
Существует красивая легенда.
Давным давно один верный последователь Будды удалился в дебри корейских лесов для молитв и размышлений. Этот святой человек подобно св. Франциску Ассизскому изучил язык лесных тварей, прежде чем начать проповедовать им. Все звери могли прийти к нему и получить совет и утешение в своих горестях. Среди прочих поведал ему о своих брачных затруднениях и лев. Он пребывал в глубочайшей тоске, ибо горячо полюбил маленькую обезьянку. Но юная леди, хотя и чувствовала себя польщенной, указала на невозможность их союза, ссылаясь на разницу в размерах. Правда, она добавила, что всегда будет ему сестрой, но лев оставался безутешным. Святой человек, поразмыслив над этим, обратился ко льву со следующими словами:
- Коли ваша любовь к этой малышке столь велика, вы могли бы кое-чем пожертововать ради нее?
- Я сделаю это с радостью, - воскликнул лев.
- Согласны ли вы принести в жертву всю свою мощь и стать самым маленьким из зверей, чтобы завоевать девушку?
- Даже это я сделаю с радостью, - отвечал лев.
- Тогда ваше желание должно быть исполнено, - согласился отшельник и прочел молитву, в силу которой лев сократился, став одного роста с обезьянкой.
-Ну вот, теперь вы такой же величины, - заметил отшельник, - и теперь вы знаете, что чувствует тот, кто мал и слаб.
- Да, и я доволен, пусть только она полюбит меня.
- Это в самом деле любовь, - сказал святой, - и ваша верность будет вознаграждена. Хотя вы утратили прежнюю силу, вы сохраните свою храбрость и царское достоинство; голод не погонит вас более на охоту, но мясо для ваших детей вы получите со стола больших. Кроме того, вам будет ниспослан веселый нрав маленьких обезьян, которые не знают ни забот, ни тяжкого труда и в довольстве живут под солнцем. И так влюбленные поженились и жили с тех пор счастливо. Плодом этого союза стал царственный пекинес.